Причастие


Причастие

ПРИЧА́СТИЕ — важный термин слав.-рус. религ. традиции, имеющий два осн. значения. 1) Участие, прикосновенность к ч.-л., удел, жребий. "Ко́е бо причастие правде к беззаконию, или ко́е общение свету и тме?" (2 Кор 6:14). 2) Вкушение к.-л. пищи (здесь сущ. "причастие" и гл. "причащаться" требуют после себя род. пад.). "Но поведено, по отпущений Литургии, нечто мало причясти́тись, скудно, от пищи..." (из "Исповедания Ростовского архиеп. Феодосия"). В том случае, когда вкушают не обыкновенную пищу, но "Хлеб жизни" (Иоанн 6.48), являемый христианам в установленном Спасителем Таинстве Евхаристии (Лука 22.19—20), употребляются словосочетания: "причащение Тела и Крови Господних", "приобщение евхаристических даров", "принятие Св. Тайн". Слово "П." (причащение) обозначает как сами св. Дары, так и действие причащающего и причащающегося. Обиходное выражение "таинство причащения" является литургически неоправданным. Готовящийся к принятию и только что принявший св. Дары именуется "причастником", или "общником". "Ве́чери Твоея́ Тайныя́ днесь, Сы́не Божий прича́стника мя приими́... "Благодарю Тя, Господи Бо́же мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грешнаго, но о́бщника мя бы́ти святынь Твоих сподо́бил еси́..." (из молитв до и после П.). Процесс приготовления к П. называется "гове́ньем" и состоит в посте, посещении богослужений и исполнении особого чина, именуемого "Последование перед св. причащением" (помещается в Молитвослове). Причащение клириков и мирян является конечной целью совершения таинства Евхаристии, составляющего смысловой центр Божественной Литургии. Верующий принимает св. Дары "во оставление грехов и в жизнь вечную" (слова, произносимые архиереем или священником, преподающим П.). "Отцы Церкви считали грехом, если человек был на Литургии и ушел, не причастившись. Но постепенно обычай частого П. стали забывать. Кончилось тем, что до рев-ции люди принимали св. Тайны раз в год (постом) или перед смертью. [...] В наши дни Русская Православная Церковь постепенно возвращается к практике частого П." (Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ. Брюссель, 1980. С. 67—69). Верующие причащатся в храме (церкви, молитвенном доме), во время Литургии (больных дозволено приобщать на дому т. н. "запасными Дарами"), по окончании евхаристического канона (анафоры) и общего пения молитвы "Отче наш..." Священнослужители в алтаре (как апостолы на Тайной вечере) причащаются так, как причащались все христиане др. Церкви: принимая в ладонь прав. руки св. Тело, испивают затем св. Крови непосредственно из чаши. В это время поется "причастный стих" или "причастен" ("киноник"). Мирян ради удобства уже давно причащают из "лжицы". (В Католич. Церкви мирянам преподается только св. Тело — т. н. "облатка".) Младенцы в правосл. храме причащаются одной св. Кровью. По окончании П. священнослужителей Царские врата отверзаются и звучит обращенный к молящимся в храме возглас диакона: "Со страхом Божиим и верою приступите!" Стоя на амвоне со св. Чашей в руках, священник громко читает молитву св. Иоанна Златоуста ("Верую, Господи, и исповедую..."), повторяемую вслед за ним верующими. "И прочитав сие исповедание, уже не так, как к иерею, но как к самому огенному серафиму, приступает каждый, готовясь раскрытыми устами принять с святой ложки тот огнепальный угль Святого Тела и Крови Господа, к-рый долженствует в нем попалить, как тленный хворост, весь черный дрязг его прегрешений, изгнав вечную ночь из души его, превратив его самого в просветленного серафима" (Гоголь Н. Размышления о Божественной Литургии). После принятия св. Тайн, в воспоминание др.-христ. братских трапез, причастникам дают "теплоту", или "запивку" (вино, разбавленное водой) и частичку просфоры.

Лит.: Туницкий Н. Древние сказания о чудесных явлениях Младенца Христа в Евхаристии // Богосл. Вестн. 1900. № 5; Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Живое предание. Париж, 1937; Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952.

Причастие

Причастие

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Причастие" в других словарях:

  • ПРИЧАСТИЕ — «ПРИЧАСТИЕ» (Nattvardsgasterna) Швеция, 1962, 80 мин. Философская драма. «Причастие» вторая часть «трилогии веры», начатой фильмом «Как в зеркале» и завершенной картиной «Молчание». Не получившее широкого резонанса, гораздо более скромное по… …   Энциклопедия кино

  • ПРИЧАСТИЕ — 1. ПРИЧАСТИЕ1, причастия, ср. (грам.). Отглагольное имя прилагательное, имеющее форму времени и залога. Поющий причастие настоящего времени от глагола петь. 2. ПРИЧАСТИЕ2, причастия, мн. нет, ср. (церк.). 1. Вино и хлеб, употр. при причащении. 2 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРИЧАСТИЕ — 1. ПРИЧАСТИЕ1, причастия, ср. (грам.). Отглагольное имя прилагательное, имеющее форму времени и залога. Поющий причастие настоящего времени от глагола петь. 2. ПРИЧАСТИЕ2, причастия, мн. нет, ср. (церк.). 1. Вино и хлеб, употр. при причащении. 2 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРИЧАСТИЕ — 1. ПРИЧАСТИЕ1, причастия, ср. (грам.). Отглагольное имя прилагательное, имеющее форму времени и залога. Поющий причастие настоящего времени от глагола петь. 2. ПРИЧАСТИЕ2, причастия, мн. нет, ср. (церк.). 1. Вино и хлеб, употр. при причащении. 2 …   Толковый словарь Ушакова

  • причастие — 1. ПРИЧАСТИЕ, я; ср. Лингв. Форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола (время, залог, вид) и прилагательного (изменение по родам, склонение). Действительное, страдательное п. ◁ Причастный, ая, ое. П ая форма. П. оборот. 2. ПРИЧАСТИЕ, я;… …   Энциклопедический словарь

  • причастие — герундив; причащение, евхаристия, таинство Словарь русских синонимов. причастие сущ., кол во синонимов: 6 • герундив (1) • …   Словарь синонимов

  • Причастие —     ПРИЧАСТИЕ. прилагательное (см.), образованное от глагольной основы, имеющее формы вида, залога и времени и сохраняющее управление глагола, т. е. вступающее в сочетание со всеми наречиями и с теми же косвенными падежами существительных, как и… …   Словарь литературных терминов

  • ПРИЧАСТИЕ — ПРИЧАСТИЕ, глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного и обозначающая признак имени (лица, предмета), связанный с действием (например, бегущий мальчик, сломанный велосипед) …   Современная энциклопедия

  • ПРИЧАСТИЕ — глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного; выражает окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРИЧАСТИЕ 1 — ПРИЧАСТИЕ 1, я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРИЧАСТИЕ 2 — ПРИЧАСТИЕ 2, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «Причастие» >>